В какое время вероятнее всего встретить на улице отдохнувших, никуда не торопящихся, прогуливающихся людей? В воскресенье вечером! Вот я и вышла сегодня пообщаться, и не куда нибудь к метро, а на каток во двор самого длинного в районе 14-и подъездного дома. Картина замечательная - детки катаются, мамы болтают в сторонке, папы с пивком тоже отдыхают.
Я второй год работаю по совместительству в одной из крупных маркетинговых компаний и давно сделала вывод: люди любят общаться! Кроме того, большинство людей любят общаться с незнакомыми людьми. Возможно, в жизни кому-то из них не хватает уверенности и нет повода начать самому разговор с незнакомым человеком. А тут подходите Вы с какими-то интригующими цветными материалами в руках и просите уделить 5 минут для соц. исследования. Вообще, маркетинговые исследования у нас в городе проходят очень интенсивно. Интервьюеры огромного количества крупных и не очень компаний еженедельно (квотное задание даётся обычно на неделю) работают в каждом секторе Москвы и других городов. Так что "квартирники", "уличники", приглашения на фокус-группы и холл-тесты для людей совсем не новость.
Помню, когда впервые, в июне прошлого года я вышла на улицу с четырьмя первыми пробными анкетами, я долго изображала прогуливание по парку с какой угодно целью, но только не с целью проведения соц. опроса. :) Теперь я точно знаю, что навык не бояться людей - это практический навык, который формируется как и любой другой, более того, даже если начинаю соц. опрос в уставшем состоянии, к концу приходит какой то задор, может это энерегетический вампиризм? Мои любимые методы - это "уличники" и "снежный ком" (опрос по рекомендации от предыдущего респондента к последующему).
Структура анкеты в любом проекте примерно одинаковая. Это:
1. Знакомство (имя и контакт)
2. Отборочные вопросы-прохождение по квоте: пол, возраст, является ли потребителем интересующего нас продукта.
3. Вопросы по маркам: привычки покупки и потребления продукта, верность любимой марке и взаимодействие её с конкурентами (для этого даётся ряд положительных и отрицательных высказываний, а человек выбирает, какие из известных ему марок подходят под каждое высказывание)
4. Оценка эффективности рекламы. Показываем раскадровку рекламных роликов или рекламу марок в печатных изданиях и оцениваем по шкале.
5. Тестирование нового продукта (оценка названия, внешнего вида упаковки, предполагаемого качества, цены, вероятность покупки)
6. Демография (образование, семейное положение, трудовая занятость, наличие детей и какого возраста, день рождения)
7. Стиль жизни (тут может быть что угодно, в зависимости от темы опроса: традиции в приготовлении пищи, варианты проведения свободного времени и т. п. )
В конце интервью респонденту вручается маленький презент: пачка печенья или шоколадка.
Заполненные анкеты передаются в маркетинговую компанию, отдел контроля проверяет качество заполнения и осуществляет телефонный контроль, после всего этого информация кодируется и в обобщённом виде, без имён и адресов поступает заказчику.
Я сегодня решила применить известную мне схему опроса, чтобы раздать каталоги и наладить контакты. Короче, была сама себе заказчиком, менеджером проекта и интервьюером. И в отдел контроля поиграю на днях. :)
Если честно, никакой анкеты я пока не составила, придерживаясь плана в голове, задавала вопросы и записывала информацию в блокнот, и то, значительно уменьшила количество вопросов по схеме. А в конце вручила каталог и дала важное задание(!) - блок "Тестирование продукта" . Оценить по 5 бальной шкале каждую серию в каталоге на предмет:
а) внешний вид упаковки
б) предполагаемое качество
c) насколько устраивает цена
d) вероятность покупки
Это блок я подготовила на листочках, чтобы отдать каждому домой на самозаполнение. Вообще, надо как-нибудь сесть и разработать анкету. Если у кого есть в работе примеры подобных анкет - поделитесь, идеи не лишние. :)
Итак, что получаем:
У меня осталась информация, вот пример:
Ольга, адрес и телефон, 35 лет, пользуется средствами по уходу за кожей - каждый день; носит бижутерию - чаще летом; принимает витамины - в периоды обострения гриппа; пользуется порошком - при каждой стирке; средством для мытья посуды - несколько раз в день. (Всё, больше не надо, этого хватит)
Предпочитает "Гарнье" и не любит "Чёрный жемчуг"; марки любимой бижутерии не знает - покупает на местном рынке, что понравится; пьёт "Компливит", чтобы что-то не любить - нет таких витаминов; любимый порошок - "Тайд", не любит "Пемос"; средство для мытья посуды - "Фэйри", не любит какую-то "Каплю"(не знаю такую). Все ответы устно обоснованы, обоснования я не записывала, человек просто выговорился расположился :) Образование средне-специальное, замужем, неполная рабочая занятость, ребёнку 8 лет, день рождения 15 октября. Традиции в приготовлении пищи - печь блины, проведение свободного времени - гости , телевизор , дача, поездка в Ашан и Мегу. (сама рассказала, варианты ответов я не подготовила ещё, теперь думаю, а надо ли?).
У Ольги остался каталог, она обещала его протестировать, и она знает, что я позвоню, чтобы дозаполнить анкету (это у нас называется "двухвизитник"). И она рада, что очень помогла мне в соц. исследовании. Ещё одно наблюдение, благодаря работе в маркетинговой компании: Люди любят помогать! А также получила шоколадку в вознаграждение за труд и потраченное время.
За 2 часа 10 минут во дворе у катка таких клиентов получилось 8 человек. Отказы были, но это естественно, а люди , отвергающие общение, нам изначально не подходят.
О результатах телефонного контроля расскажу.
понедельник, 17 декабря 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 комментарий:
Люди любят помогать
Отправить комментарий